Сотрудничество специалистов ДО с семьями воспитанников с ООП в коррекционно-развивающей деятельности в условиях дистанционного обучения

Согласно Закону РК «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с особыми образовательными потребностями», в организациях образования созданы оптимальные условия сопровождения образовательно-воспитательного процесса, разработаны методический и наглядно демонстрационный материал, с учетом специфики нарушений дошкольника. Сегодня реальностью в образовательных системах всех уровней стало дистанционное обучение.

В условиях дистанционного обучения, педагоги — дошкольники находят новые эффективные формы позволяющие выйти на новый уровень информационного сотрудничества с родителями воспитанников.

С 2012 года «Детский сад №12» города Рудного является республиканской опорной площадкой по организации инклюзивного образования. Инклюзивное образование, предполагает организацию образовательного процесса для детей с общими образовательными потребностями и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями. На данном этапе организации инклюзивного образования в ДО, созданы условия для взаимодействия педагогического коллектива и всех участников педагогического процесса, по сопровождению детей с разными возможностями в обучении и развитии. В детском саду функционируют 2 коррекционные группы – с нарушением речи и с нарушением зрения. Для данной категории детей, специалистами – психологом, логопедом, дефектологом разработаны индивидуальные занятия, с учетом основного и сопутствующего нарушения.

Командная работа специалистов дошкольной организации предполагает систему с четкой последовательностью педагогических действий, введение коррекционно –развивающих методов и приемов обучения, которые позволяют решать образовательные, развивающие задачи, при организации дистанционного обучения.

Разработаны дидактические комплексы на коррекцию и развитие у дошкольников с разными образовательными возможностями познавательно – мыслительной деятельности, пространственных ориентировок, сенсорно-моторной памяти, тактильного восприятия с использованием инновационного оборудования и методик.

Коррекционно-развивающий потенциал дистанционного обучения с помощью информационно-коммуникативных технологий заключается в повышении производительности обучения за счет: – реализации принципа модальности (совместной координированной работы моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий), – реализации принципа комплексности (использование разнообразных методов и приемов коррекционной педагогики и современных средств обучения), – увеличения плотности занятия (интеграция рациональности, динамичности и информативности).

– повышения учебной мотивации воспитанников (моделирование интерактивной коррекционно-развивающей учебной среды),

– раскрытия резервных возможностей ребенка с особыми образовательными потребностями (соответствие способу восприятия информации, которым отличается новое поколение детей).

Внедряя дистанционное коррекционно-развивающее обучение в работу с детьми с особыми образовательными потребностями специалистами дошкольной организации выделены следующие наиболее эффективные методологические подходы:

Личностно-ориентированный подход — позволяет педагогу получить обратную связь от родителей, и, с учетом полученной информации изменять, корректировать дидактические приемы и методы воспитания и обучения.

Аксиологический подход — дистанционный подход дает возможность дошкольнику стать непосредственным участником образовательного процесса, выбирать наиболее интересные формы деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и образовательных потребностей.

Системно — деятельностный подход – коррекционно-развивающий процесс реализуется через отобранный и систематизированный педагогами материал различных видов детской деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, двигательной.

Технологический подход — предполагает алгоритм построения коррекционно-развивающих занятий всеми специалистами (психологом, дефектологом, логопедом, воспитателем) в определенной последовательности действий. Все это направлено на достижение качественного результата обучения.

При организации дистанционного обучения родители воспитанников являются проводниками педагогов дошкольной организации, чтобы повысить качество образовательного процесса в домашних условиях педагогами проводятся консультации для родителей по алгоритму проведения коррекционно-развивающих занятий. Задача педагогов состоит с том, чтобы предложить родителям наиболее разнообразные и эффективные методы и приемы работы с детьми, с учетом их образовательных потребностей.

Взаимодействие с родителями воспитанников по отправке заданий и информации по проведению занятий осуществляется через почту mail.ru и мессенджер – WhatsApp, видеотрансляции и видеоуроки через zoom конференцию, также активно используются образовательные интернет-ресурсы и интерактивные игры по лексическим темам.

Коррекционно-развивающая деятельность реализуется в форме игр и занятий для совместного выполнения ребенка с родителями. Использование компьютера в коррекционно-развивающей работе способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к занятию, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей и решению задач дистанционного обучения и в целом оптимизирует работу специалистов. Ряд компьютерных программ можно активно применять при подготовке к занятиям. 

Методика проведения занятий с применением интерактивных мультимедийных игр может быть различной. Например, игра может быть использована при изучении нового материала и (или только) его закреплении, применении знаний на практике. В рамках комбинированного занятия она может помочь актуализировать знания при повторении и обобщении изученного материала. Интерактивная игра может помочь на этапе контроля знаний и умений, объяснения или проверки задания.
Программа LearningApps позволяет непрофессионалам в области информатики быстро и просто создавать насыщенные игровые упражнения с мультимедийными эффектами, оформленные в единый модуль. Для создания интерактивных обучающих модулей представлен ряд шаблонов: «Найди пару», «Классификация», «Хронологическая линейка», «Простой порядок», «Ввод текста», «Сортировка картинок», «Викторина с выбором правильного ответа», «Заполнить пропуски». Представленных модулей достаточно для решения различных логопедических задач при работе с детьми от 3-х лет с любыми речевыми нарушениями. Такая многофункциональность и гибкость приложения LearningApps позволяет легко включить его в практику любого специалиста дошкольной организации. Разработанный игровой модуль можно установить и показать в предварительном просмотре, сохранить в личном кабинете для личного просмотра и распространения посредством персональной ссылки либо qr-кода, а также опубликовать в свободном доступе.

На слайде представлен пример игры на дифференциацию звуков С и Ш. Помоги раздать подарке кошке Маше и Собаке Соне, Маша любит слова в названия которых есть звук Ш, а Соня слова со звуком С.

Широко используются в дистанционной коррекционно-развивающей работе мультимедийные презентации. Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Преимущества презентации: наглядность, удобство, простота, быстрота — способствуют комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.

В работе используются авторские и готовые презентации из интернета по таким темам, как артикуляционная гимнастика, развитие речевого дыхания, звукопроизношение, звуковой анализ и синтез, лексика, связная речь, память, внимание, логическое мышление.

Интерактивные игры подобраны по тематическим блокам, направлены на активизацию познавательно-мыслительной деятельности, формирование речевых навыков. Предлагаемые игры требуют участия взрослого, то есть совместной деятельности, формируют навыки и умения, необходимые нормам возрастного развития, создают ситуацию успеха и достижения цели, стимулируют познавательное развитие детей.

В рамках дистанционного обучения специалисты дошкольной организации реализуют привычные и хорошо зарекомендовавшие себя формы взаимодействия и новые формы коррекционно-педагогического сопровождения семейного воспитания дошкольников с включением средств мультимедиа. Например, реализация такой инновационной формы работы, как “Электронные информационные рюкзачки”, зарекомендовала себя очень хорошо. Она выполняет функции электронных домашних заданий в виде обучающих презентаций и электронных памяток-рекомендаций. Считаем, что такая личностно-ориентированная направленность оформления материала выводит отношения педагога и родителей на новый уровень сотрудничества и взаимопонимания, способствует оптимизации работы по познавательному и речевому развитию воспитанников.

Дистанционное обучение — это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с семьями воспитанников. Опыт использования дистанционного образования в дошкольной организации, безусловно, невелик и требует доработок. Однако хочется верить, что опыт такого взаимодействия не останется невостребованным после окончания режима самоизоляции и поможет в работе с детьми, которые по каким-либо причинам не могут посещать детский сад.

Костенко О.В., методист

Панасевич Е.В., воспитатель

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *