Использование инновационных технологий обучения открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Мы предлагаем метод проектов реализовать через современный инновационный подход – дизайн мышление. Этот подход актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Дизайн-мышление интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Проектное дизайн-мышление естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.
Цель проекта: Развитие личности ребенка, владеющего ключевыми компетентностями, личностной культурой на основе общечеловеческих и национальных ценностей.
Задачи проекта:
• Воспитывать ценностные нравственные ориентации дошкольника на образцах позитивного поведения человека, нормах, правилах поведения, народных обычаях и традициях, сложившихся в казахстанском обществе.
• Развивать познавательно-исследовательские навыки дошкольников через разработку совместных тематических проектов с применением инновационного подхода обучения — дизайн-мышление
• Создавать атмосферу для развития творческого мышления дошкольников, способности интерпретировать, нестандартно мыслить, работать в команде.
Принципы построения проекта:
● Развитие способности интерпретировать, переосмысливать предметы. (Дети не работают по шаблонам, каждый ребенок по-особенному выполняет задания, создавая свое уникальное произведение)
● Самостоятельность принятия решения. (Воспитатели не исправляют, не порицают ребенка, поддерживая в нем самостоятельность.Ребенок свободен в решении, как располагать элементы или применить новые знания)
● Творческое мышление, поиск необычного в обычном. (Иногда материалы и техники совершенно могут не укладываться в голове у взрослых.Ребята экспериментируют, фантазируют, выполняют невероятные задания, например, смоделировать дом будущего из обычной губки или сделать костюм из обоев)
● Выполнение прикладных заданий с применением в реальной жизни. (Детям предлагаются задания по дизайну, результатом которого должна стать применимая в жизни вещь, а не просто рисунок или поделка, которая ляжет на полку)
● Умение работать в команде, прислушиваться к товарищам, создавать общее произведение. (Дети учатся уважать чужие идеи и мнение, привносить свое и отстаивать их перед коллективом)
● Знакомство с профессиями и профессионалами. (Дети знакомятся с профессионалами в разных сферах, посещают музей, выставки, сами пробуют профессию «на зуб», например, создают свои модели одежды, архитектурные проекты фасадов, арт-объекты)
Работа над тематическим проектом организуется в соответствии с этапами дизайн-мышление: эмпатия, фокусировка, генерация идей, выбор идеи, прототипирование , тестирование, презентация
Эмпатия
Знакомим детей с темой проекта. Ставим вместе с ними проблемный вопрос: Как нам собрать информацию? Какие источники использовать? Какие вопросы помогут нам собрать информацию? Сбор и обработка информации по теме проекта, (составление альбомов, лэпбуков, информационных, ментальных карт) разработка развивающих вопросов, направленных на активизацию познавательно-исследовательской деятельности по выделенной теме.
Фокусировка — переходный этап, когда нужно обработать все услышанное и увиденное, чтобы понять общую картину и выделить самое важное. Систематизируем полученную информацию.
Дети с помощью воспитателя «распаковывают» полученную информацию: оформляют свои наблюдения в виде ключевых фраз, зарисовывают визуальное представление особенных моментов и размещают в отведенном месте на магнитной доске.
Генерация идей
«Мозговой штурм» — обсуждение идей по выделенной теме, отбор самых интересных находок. Здесь мы учим детей взаимодействовать в команде. Определяем критерии выбора наиболее подходящих идей и осуществляем выбор.
Выбор идеи
Задача педагога – осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием модели “трёх вопросов”:
Что знаю?
Чего хочу узнать?
Как узнать?
На данном этапе диалог с детьми , организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата.
Прототипирование
Создаём модели, генерируем новые идеи. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную) в групповой работе в мастерских: бодисторминг, сторителлинг, стоп-моушн, сториборд, макетирование. Задача воспитателя на данном этапе — создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использования операций сравнения и сопоставления, проблемного изложения информации педагогом, организации опытов и экспериментов.
Тестирование
Проверяем прототипы на практике. Получаем обратную связь. Рефлексируем полученный опыт. На этом шаге дети учатся представлять и защищать свои решения, рассказывать истории и делиться полученным опытом. Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.
Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).
При разработке проекта необходимо соблюдать принцип практической ориентированности, приближенности к жизненной ситуации. Развивающая предметно-пространственная среда создается совместными усилиями взрослых и детей в ходе реализации тематического проекта. Взрослые обеспечивают детей расходными материалами, предусматривают варианты рационального использования материалов и продуктов детской деятельности. Дети свободно отбирают имеющиеся в группе материалы, предметы, игрушки для реализации своих целей, самостоятельно или по согласованию со взрослыми и другими детьми определяют способ дальнейшего использования результатов своей деятельности (что экспонировать на выставке, что положить в портфолио, что поместить в Центре прототипирования для продолжения работы и т.п.)
методист Костенко Ольга



